Aptekamy.ru

Аптека-Ми
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особые потребности ребенка с нарушением слуха

Особые потребности ребенка с нарушением слуха

«Акустический пузырь» — это ощущение расстояния, котором характеризуется нарушение слуха. Проще всего это представить в виде особого «акустического пузыря», внутри которого все пространство находится в пределах (диапазоне) слышимости при определенных условиях. Для общения людей с нормальным слухом в комнате, где дети очень активны и громко играют, «пузырь слуха», внутри которого отчетливо понятно каждое слово собеседника, может составлять всего 1-2 метра. Однако, если кругом очень тихо, вы сможете слышать разговор даже в соседней комнате. Размер нашего «акустического пузыря» зависит от количества фонового шума. Ребенок с нарушением слуха также имеет свой «акустический пузырь», только меньшего размера. Так же, как люди с хорошим слухом, они смогут лучше понимать речь, когда вокруг тихо.

Степени нарушения слуха

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области речевого диапазона частот выделяют 4 степени тугоухости:

  • I степень (легкая) — снижение слуха не превышает 30 дБ, возможно разборчивое восприятие разговорной речи громкости на расстоянии 5-6 м, а шепотной речи 0 до 3-х метров;
  • II степень (умеренная) — снижение слуха от 31 до 60 дБ, речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии не более 3-х метров, ребенку трудно слышать обычную речь, не говоря о шепотной, что может повлиять на развитие языка, взаимодействие со сверстниками и чувство уверенности;
  • III степень (тяжелая)— значительное снижение слуха от 61 до 80 дБ, ребенок слышит только громкую разговорную речь на расстоянии не более 0,5 метра от ушной раковины;
  • IV степень (глубокая) — снижение слуха более 81 дБ, громкие звуки у ребенка воспринимаются как вибрации, полностью отсутствует восприятие разговорной речи.

На основе данной классификации диагноз «глухота» ребенку ставится при снижении слуха свыше 81 дБ. Измерить потерю слуха в процентах невозможно. Если вы плотно закроете уши пальцами, вы создадите себе пограничную, или минимальную потерю слуха. Вы поймете, что с такой потерей слуха вы сможете услышать, но звучание слов в разговоре будет нечетким, смазанным, и их значение будет трудно понять.

Дети с умеренной степенью нарушения слуха могут иметь в тишине «акустический пузырь» на расстоянии до 3-х метров, пропуская при этом до 25-40% от речевого сигнала. Даже небольшое количество фонового шума ухудшает разборчивость речи, так что 50% или более от сказанного ребенок не поймет. Ребенок с тяжелой потерей слуха будет иметь «акустический пузырь» еще меньших размеров — всего в несколько сантиметров от ушной раковины. Таким образом, расстояние очень важно для понимания и изучения новых слов.

Ключ к освоению речевых навыков

Дети учат язык, слушая, как используют его в повседневной жизни родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Они узнают новые слова, услышав их несколько раз во время общения. Дети с нарушением слуха могут не знать имена своих сверстников, которые посещают одну группу с ним. Такие дети могут казаться замкнутыми, отстраненными даже во время веселой игры. Способность к освоению речи и дальнейшая успешная социальная адаптация у таких детей напрямую связана со степенью нарушения слуха и тем, как давно ребенок постоянно носит слуховые аппараты.

Дети, чьи проблемы со слухом были обнаружены вскоре после рождения, и которые были спротезированы слуховыми аппаратами в возрасте до 6 месяцев и носили их все часы бодрствования, могут иметь такое же развитие речи, как у сверстников.

Напротив, дети с недиагностированным снижением слуха до возраста 2-3-х лет, даже если это снижение умеренной степени, отстают в речевом развитии и кажутся социально незрелыми по сравнению с детками с нормальным слухом. Даже дети с односторонней потерей слуха, будут испытывать определенные затруднения в общении, особенно во время обучения в школе. Удивительно, но такие дети в 10 раз чаще оказываются неуспевающими в школе по сравнению с детьми с нормальным слухом. Изучение языка и социализация начинаются в очень раннем возрасте, это процессы очень сложные, и требуют хорошего слуха на оба уха.

Общение со слабослышащим ребенком

Насколько хорошо ребенок сможет общаться с окружающими при помощи речи зависит от степени потери слуха. Большинство детей с нарушением слуха могут использовать устную речь и свой слух для общения.

Родители слабослышащих детей должны ограничить время за гаджетами и как можно больше разговаривать с ребенком. Детки со сниженным слухом иногда не слышат определенных звуков, слов или даже целых частей предложений, поэтому они иногда не отвечают на заданный вопрос. Когда такое происходит, наиболее типичная реакция – оставить, как есть а не задать вопрос повторно. Это происходит не потому, что с таким ребенком меньше хотят общаться, это естественная реакция на недопонимание. Важно не поддаться такой тенденции. Напротив, если такое происходит – это сигнал, что надо подойти к ребенку поближе, чтобы оказаться в его «акустическом пузыре». Привлеките внимание малыша, встаньте так, чтобы он видел Ваше лицо, уменьшите, по возможности, уровень окружающего шума. Используя такую тактику, Вы обязательно добьетесь хороших результатов, и уменьшите или вовсе ликвидируете отставание ребенка в речевом развитии.

«Акцент слабослышащих»

То, как четко и чисто ребенок произносит звуки, является своеобразным «зеркалом» его слуха. Конечно, многие дети в младшем возрасте не выговаривают звуки «р» и «ш», и это является нормой. Ребенок со снижением слуха испытывает гораздо большие сложности, чаще всего проблемы возникают с высокочастотными фонемами («ф», «с», «з», «ц», «ч», «ш»), которые малыш произносит неправильно или не произносит вовсе. Это происходит потому, что снижение слуха чаще всего в большей мере затрагивает именно высокочастотный диапазон, и эти звуки малыш не слышит, или слышит только в тишине, находясь очень близко от говорящего. Иногда особую речь людей со сниженным слухом называют «акцентом слабослышащих», и пока не будет проведено грамотное и правильное слухопротезирование, развить нормальное произношение всех звуков у ребенка совершенно невозможно. Слуховые аппараты должны стать неотъемлемой частью каждого дня жизни ребенка, носить их надо все время бодрствования, только тогда реабилитация речи может быть успешной.

Слуховые аппараты для детей

Современные детские слуховые аппараты, разработаны при активном участии детских аудиологов, сурдологов и педиаторов. Поэтому новейшие функции и технологии в детских аппаратах учитывают особые потребности детей с тугоухостью и помогают им нормально учиться, расти, играть, открывать новый мир. Для гармоничного развития ребенку необходимы все звуки: высокочастотные («ф», «с», «з», «ц», «ч», «ш»), также шум машин и стук шагов, чтобы сигнализировать об опасности.

В новых детских слуховых аппаратах ребенок получает доступ к окружающим звукам в формате 360º и может без труда может различать осмысленный звук, нерелевантный, или раздражающий.

Читать еще:  Какие есть капли от отита с антибиотиком?

Технология OpenSound Navigator ™ улучшает понимание речи в шумной обстановке на 30% лучше (в равнении с аппаратами предыдущего поколения) и поддерживает случайное обучение, предоставляя вашему ребенку доступ к нескольким собеседникам в этой среде.

Особое следует выделить технологию Speech Rescue™ («Спасатель речи»), которая помогает в распознавании звуков на высоких частотах. Неслышимые ребенком высокочастотные звуки (шипящие согласные с, ф, ц, ш, щ, п) копируются в тот частотный диапазон, в котором слух ребенка сохранен лучше, и усиливаются многократно.

OpenSound Optimizer™ — уникальная технология, которая предотвращает при увеличении громкости появление свиста обратной связи, который знаком каждому пользователю слуховых аппаратов.

В современном мире дети и дня не могу прожить без электронных гаджетов, поэтому современные слуховые аппараты для слабослышащих детей легко соединяется со смартфонами и планшетами, и имеют маркировку Made for iPhone®, что означает прямое соединение с устройствами Apple. Дополнительные беспроводные устройства превращают слуховые аппараты ребенка в высококачественную гарнитуру, предоставляя доступ к беспроводной потоковой передаче музыки, фильмов, телефонных звонков и многого другого со смартфонов, планшетов и ноутбуков.

Корпус детских аппаратов создан с учетом активности растущего ребенка, протестирован на прочность и имеет степень защиты от пыли и влаги IP68.

Особенности развития и воспитания детей с нарушением слуха

Проблема современного воспитания детей с нарушениями слуха многогранна. Ее решение включает в себя педагогические, медицинские и социальные меры, помогающие адаптировать ребенка к окружающей жизни. Если не заниматься правильным воспитанием, то во взрослом возрасте неминуемы проблемы, связанные со сложностью с адаптацией в обществе.

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.

Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.

Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Классификация детей с нарушением слуха

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход:

Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Они не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.

Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.

Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

ThinkstockPhotos-525583377_HearPeers_Crop_Filter

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха – это правильно организованное обучение, в ходе которого развивается логическое мышление, а также воспитание навыков общения со слышащими людьми.

Образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей относительно организации и работы.

В детские сады принимаются малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Каждого ребенка относят к одной из групп:

  • лишенные слуха с рождения и не успевшие овладеть речевыми навыками; сюда же попадают дети, потерявшие слух в раннем детстве – до того, как научились говорить;
  • дети с недоразвитием речи вследствие тугоухости;
  • оглохшие, но сохранившие минимальные навыки речи.

Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха, отнесенных к разным группам, проходит по отличающимся друг от друга программам.

Игры для детей с нарушением слуха помогают развить память, внимание и логическое мышление. Вот самые наглядные примеры:

  • помочь пчеле найти в лабиринте дорогу к варенью;
  • найти игрушку в одном из ящиков шкафа, которую спрятали на глазах у малыша;
  • найти половинку предмета.

После достижения 7-летнего возраста дети идут в школы, которые тоже отличаются в зависимости от степени потери слуха и развития речи:

  • для неслышащих;
  • для слабослышащих или оглохших поздно.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха отличается в разных типах школ. Так, неслышащих детей учат в первую очередь чтению по губам или зрительному восприятию устной речи. Для обучения простым словам и фразовой речи используют тактильную и вибрационную чувствительность, которая у таких малышей отлично развита.

В школах устраиваются звуковые кабинеты, в которых звук многократно усиливают. Практически все школы для тугоухих оборудованы микрофонными классами.

Психологические особенности детей с нарушением слуха таковы, что им требуется конкретность и наглядность. Абстрактные и отвлеченные понятия на первых порах обучения недоступны. При запоминании и заучивании слов малыш запоминает не смысловую единицу, а звуковую последовательность. Понимание смысловой нагрузки приходит позже, по мере взросления.

Особенность детей с нарушением слуха – позднее развитие эмоций. Дети ограничены в своем восприятии, возможность сопереживать и сочувствовать развивается у них только в среднем школьном возрасте, причем у каждого в разной степени. Они не знают звуков, которыми сопровождаются горе и радость, печаль и восторг, и это создает определенные трудности в жизни.

Развитие детей с нарушением слуха

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Читать еще:  Как лечить отомикоз ушей

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Развитие детей с нарушением слуха

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Что нужно знать о детях с нарушением слуха
статья на тему

Говорова Ирина Викторовна

Сборник статей содержит необходимую информацию для работы с детьми с нарушенным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
znachenie_specialnoy_raboty_po_razvitiyu_narushennoy_funkcii.doc40.5 КБ
prichiny_snizheniya_sluha_u_detey.doc33 КБ
rabota_pedagogov_i_roditeley_po_formirovaniyu_rechi_uchashchihsya.doc39 КБ
rodnye_i_blizkie_malenkogo_rebenka.doc23 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Значение специальной работы по развитию нарушенной функции, восприятия и воспроизведения устной речи у детей

с недостатками слуха.

Первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Основная особенность раннего возраста заключается в безграничных возможностях ребенка познавать окружающий мир, овладевать культурой человеческого мышления, общения, развитой речью, различными формами деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной.

Итак, в вашей семье прибавление. С появлением малыша происходят значительные изменения в поведение всех членов семьи. Они безмерно рады с одной стороны, а с другой, каждый начинает понимать, какую долю ответственности за воспитание и обучение он на себя возлагает. Новый шаг в развитие малыша (впервые улыбнулся, научился держать головку, сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово) дарит ощущение счастья окружающим его людям. Но что же делать, если ваш ребенок не реагирует на звучащие игрушки и на собственное имя, не обращает внимания на тихий голос, старается жестами показывать то, что ему нужно? Или же к году его словарь составляет не более 10 лепетных слов?

Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что самая большая ошибка — это бесконтрольно пустить все на самотек. В настоящее время определены медицинские и педагогические методы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом. При подозрении на снижение слуха у ребенка родителям необходимо обратиться в сурдологический центр (федеральный, республиканский, краевой, областной, городской), где аудиологическое исследование проводится с использованием объективных методик, таких как акустическая импедансометрия, исследования слуха путем регистрации отоакустической эмиссии и регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов.

Наряду с этим, необходимо обратиться к сурдопедагогу для проведения педагогического обследования, что будет способствовать дифференциальной диагностике. В результате такого обследования сурдопедагог получает сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал:

  1. звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, локализует ли источник звука;
  2. реагирует ли малыш на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул;
  3. тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок воспринимает и может ли его локализовать.

В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов не согласуются между собой. Это объясняется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его соматическим состоянием, спецификой внимания. Многие дети бывают настолько поглощены новой обстановкой и игрушками, что не отвечают даже на воздушную струю и прикосновения.

Большое значение для развития ребенка имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему окружающих взрослых, их воспитательное воздействие. В раннем детстве имеется возможность приблизить процесс становления устной речи у неслышащего ребенка к аналогичному процессу у нормально развивающихся сверстников. Одним из основных условий этого является проведение интенсивной систематической работы по развитию слуховой функции.

Необходимо помнить, что воспитание ребенка с нарушенным слухом требует создания таких условий, при которых он может слышать в той или иной степени обращенную к нему речь, а также воспринимать звуки окружающего мира, слышать собственный голос. Поэтому для улучшения жизни слабослышащих и глухих детей важнейшим является проведение адекватного слухопротезирования (при отсутствии противопоказаний к звукоусилению).

Родителям необходимо терпеливо приучать малыша к аппаратам, постепенно увеличивая время пребывания в них. В основном дети негативно реагируют на ушные вкладыши. Нужно посмотреть, нет ли покраснения, опрелости ушной раковины. Если видимых причин для беспокойства нет, малыша следует отвлечь от аппаратов и вкладышей игрой с ним.

Напомним, что ранний и дошкольный возраст — сенситивный период для развития практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом. Необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми, активного участия родителей в совместной с сурдопедагогом деятельности по воспитанию и обучению своего ребенка. Именно в процессе общения у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь. Быстрое и интенсивное развитие речи способствует росту познавательной активности: дети овладевают ситуативно-деловой формой общения со взрослым, проявляют инициативу, стремятся к практическому сотрудничеству. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включились в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству с взрослым получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, а хочет действовать как взрослый, по его примеру и образцу. Это время проявления инициативности и самостоятельности у детей, становления основ внутреннего плана действия, развития и углубления любознательности.

Плодотворное сотрудничество родителей, сурдолога и сурдопедагога является залогом успешности коррекционного обучения, преодоления трудностей в работе с ребенком с нарушенным слухом.

Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения.

Правила обращения к ребенку, будь то в быту или на занятиях.

1. Прежде чем начать говорить, сосредоточьте внимание ребенка на своем лице.
2. Лицо ваше должно быть хорошо освещено (на него должен падать свет) и находиться на одном уровне с лицом ребенка (для этого можно взять его на руки или сесть против него, нагнуться к нему). Голова ваша должна быть неподвижна. Расстояние между вами и ребенком от 0,5 м, но не более 1,5 м.
3. Произносить слова следует естественно, не преувеличивая мимику лица и артикуляцию (т. е. не двигать преувеличенно губами, не показывать специально положение языка), не говорить слишком громко, но и не шепотом. И то и другое искажает артикуляцию. Привыкнув к такой подчеркнутой артикуляции, ребенок не сможет читать с губ у нормально говорящих. Говорить нужно в слегка замедленном темпе, но не разделяя для этого слова на слога, а лишь более протяжно произнося гласные, чуть-чуть протягивая слог, например: водааа, куукла.
4. Следить за тем, чтобы ребенок отраженно повторял за говорящим, начиная с простого шевеления губами отдельных видимых звуков до повторения знакомых слов с той или иной степенью внятности (в зависимости от его подготовки). Однако не допускайте, чтобы он произносил звуки неправильно. Отраженное повторение не только облегчает ребенку чтение с губ, но одновременно будет хорошим упражнением для развития органов речи.
5. Обращаясь к ребенку, употребляйте короткие предложения. Избегайте говорить отдельными словами. При этом говорите слитно не только слоги в словах, но и сами слова в предложении (не делайте пауз между двумя тесно связанными по смыслу словами: Дай чашку! Принеси машину! ).
6. Новое слово не вводите с губ (это почти всегда бесполезно), а сказав незнакомое слово, тут же дайте ребенку возможность прочитать его с руки или с таблички, а затем уже повторите устно.
7. Если ребенок с первого раза не понял знакомое слово с губ, повторите второй раз, но не более. При повторении не усиливайте артикуляции, чтобы он вас скорее понял. Это даст только отрицательный результат. Ребенка необходимо научить понимать нормальную речь. Скажите только громче, что естественно сделает вашу артикуляцию более выразительной. А еще лучше, напомните ребенку слово, написав его или сказав дактильно (при этом ребенок также должен его отраженно повторить сначала пальцами), затем устно.
8. Усвоенные ребенком слова, особенно те, которые используются в специальных упражнениях, не следует сопровождать дактилированием. Прибегать к знакам нужно лишь при затруднении ребенка понять с губ.
9. Используйте ситуацию и интерес ребенка к предмету, к его названию для того, чтобы лишний раз употребить устное слово. Интерес повышает его восприимчивость. Ситуация облегчает догадку, что очень важно для развития навыка чтения с губ.

Откажитесь от желания устно рассказать ребенку-дошкольнику что-либо новое, занимательное. Для этой очень важной и нужной цели используйте действия с предметами, игрушками, доступные картинки в сочетании со знакомыми словами, а по мере развития речи — написанный текст. Лишь после того, как ребенок прочтет текст, поймет его, можно повторить рассказ устно. Но главным образом развивайте навык чтения с губ, используя слова и фразы разговорной речи. Если в дошкольном возрасте правильным обучением вы добьетесь того, что ребенок научится считывать с губ обиходные выражения в общении с окружающими, значит, вы сделали большой шаг в формировании его устной речи. Но ребенок должен также научиться говорить.

Родители могут воспользоваться рекомендациями, содержащимися в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector